brest001

“ДЛЯ НАС ПРАВДА – ЭТО ИСТИНА”
У нас в гостях известный писатель, доктор юридических наук, профессор Сергей Александрович Трахимёнок

Опубликовано Опубликовано в рубрике Новости
Сергей Александрович Трахимёнок
Сергей Александрович Трахимёнок

Сегодня у нас в гостях Сергей Александрович Трахимёнок, известный ученый и популярный писатель в Беларуси и России. Доктор юридических наук, профессор. Автор большого числа приключенческих романов, детективов, публицистических и научных статей, сценариев авторских и зрительских фильмов. Секретарь Союза писателей Беларуси. Дипломант многочисленных фестивалей и лауреат национальных литературных премий. 

Вопрос: Сергей Александрович, почему Вы не сделали свой жизненный выбор в пользу только научного или литературного творчества?

Сергей Александрович: Трудно сказать почему? В науку профессиональную я пришел довольно поздно, мне было уже сорок лет. А писательством я был уже занят лет пятнадцать. Поэтому  в дальнейшем пришлось совмещать первое со вторым.

Вопрос: Как рождаются Ваши книги и сценарии? В чем источник Вашего вдохновения?

Сергей Александрович: В семидесятые годы прошлого столетия мне перестали нравиться произведения советских писателей. Я полагал, что они либо жизни не знают, либо не умеют интересно об этом рассказать. Уже потом я понял, что был неправ, поскольку им мешала цензура и рамки соцреализма, но в то время я думал именно так и взялся сделать все это по-своему.

Это один из «источников вдохновения», но были и другие. В частности, в конце восьмидесятых я неожиданно для себя начал писать рассказы о людях поколения, к которому принадлежал мой отец, и которые на своих плечах вынесли основную тяжесть самой кровавой войны двадцатого века. И только потом я понял, что делал это, неосознанно, пытаясь защитить их от той массированной пропагандистской лжи, которая вдруг появилась в периодике и электронных СМИ.

Новая элита рвалась к власти, дискредитируя все, что было достигнуто трудом и кровью трех предыдущих поколений. И некому было заступиться за них, поскольку сами они в то время уже не могли сделать это в силу сложившейся общественной ситуации и своего возраста.

Вопрос: Чем написание книги отличается от создания сценария фильма?

Сергей Александрович: Ничем, если говорить о существе работы. Поскольку в тексте должна быть драматургия, и если она есть, то этап перевода текста в формат сценария чисто техническая работа.

Вопрос: Назовите три критерия удачных, на Ваш взгляд, книги или фильма.

Сергей Александрович: Удачных с позиций чего? Если говорить о социальной значимости, то роман «Игры капризной дамы», который я написал в конце восьмидесятых годов. В основе его пропасть, которая стала возникать и расширяться в силовых ведомствах Советского государства,  когда низовые сотрудники продолжали защищать ценности социализма, тогда как большие боссы уже благосклонно принимали капитализм и как на идиотов смотрели на таких подчиненных.

Вопрос: Один из Ваших фильмов посвящен Брестской крепости. Какие загадки в истории знаменитой крепости, по Вашему мнению, еще не разгаданы?

Сергей Александрович: Загадок все меньше, потому что открыты архивы, в том числе немецкие, но исследованию могут подлежать не только факты, но и отношение к ним. Так штурмовавшая Брестскую крепость 45-пехотная дивизия вермахта впоследствии дважды был разгромлена в 1942 и 1944. Вместе  с архивными документами в «СМЕРШ»  попали многочисленные фотографии солдат и офицеров дивизии, которые фиксировали их успешные действия, сдачу в плен советских военнослужащих и пр. Что создавало неоднозначное мнение о событиях в крепости. И только исследование С.Смирнова, окончательно расставило точки над i.

Вопрос: Мнения современников разделились. Некоторые считают, что нужно бороться с героизацией истории Великой Отечественной войны. Другие утверждают, что нельзя допустить дегероизации прошлого. Чью сторону Вы поддержите в споре?

Сергей Александрович: В логике существует закон достаточного основания, суть которого в том, что любой тезис доказывается фактом, а не мнением. С учетом социального раскола нашего общества, полярных оценок  событий того времени, точка в осмыслении Отечественной войны будет поставлена не скоро. Но выиграть должна правда, и я не ее стороне.

Вопрос: «Войны памяти» были всегда, на Ваш взгляд, или это примета современности?

Сергей Александрович: Да. Но наше время характеризуется страшной оголтелостью оппонентов России в рамках информационных войн. Причем массированная атака на смыслы тех событий интенсивнее и объемнее в силу того, что наши оппоненты совершенно иначе понимают правду. Для них правда – это то, что выгодно им, для нас же правда – это истина.

Вопрос: Как Вы думаете, может ли исчезнуть память о Великой Отечественной войне?

Сергей Александрович: Только вместе с носителями этой памяти.

Вопрос: У Вас есть семейная история Великой Отечественной войны? Какие имена и факты хранятся в памяти Вашей семьи?

Сергей Александрович: В нашей семье в Великой Отечественной войне участвовали двое: мой отец и один из его братьев, который, правда, попал на фронт в последние месяцы.

Вопрос: Завершите, пожалуйста, фразу. Быть патриотом – это значит…

Сергей Александрович: любить Родину.

Вопрос: Что Вы пожелаете читателям нашего сайта и юным участникам Международной российско-белорусской акции памяти «Находки семейных архивов»?

Сергей Александрович: Продолжить свою работы.

Уважаемый Сергей Александрович, сердечно благодарим Вас за очень интересную беседу о проблемах сохранения исторической памяти. Желаем Вам новых открытий и шедевров – в науке и литературном творчестве! Пусть  сюжеты Ваших произведений продолжают вдохновлять читателей и зрителей на поиски истины.

Подробнее о собеседнике:

Сергей Александрович Трахимёнок – автор произведений

  • Игры капризной дамы. Роман-трилогия. Для ст. шк. возраста. ― Мн.: Юнацтва. ― ПКИП «Асар», 1995. ― 288 с. — (Библиотека приключений и фантастики : ПФ).
  • Груз небесный: Повести. ― Мн.: Изд. гос. предприятие «Маст. літ.», 1998. — 250, [2] с.
  • Заказ на двадцать пятого: Роман. ― М.: Изд.-книготорговое об-ние «ЭМБ — Контур»: ТОО «Добросвет», 1999. — 296, [2] с.
  • Женская логика: Пьесы и киносценарий. ― Мн.: РИФ «Ковчег», 2000. ― 163 с.
  • Второй уровень: Повесть и рассказы. ― Мн.: ООО «Асар», 2001. ― 332, [2] с.
  • Миллениум в Авсюках: Святочный детектив. [Предисл. А.Письменкова]. ― Мн.: Технопринт, 2004
  • Эхо забытой войны: повести, рассказы, очерки. ― Мн.: Асар, 2004. — 319 с.  (в пер.)
  • Общая теория права: курс лекций. Мн., Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. ― 225 с.
  • Синдром выгорания: роман, повесть. ― Минск : Мастацкая літаратура, 2007. — 364, [1] с. — (Современный белорусский детектив).
  • Диалектика игры: роман. ― Мн., Четыре четверти, 2009. — 393, [4] c.
  • Петля Морбут, или Господин Никто. ― Мн., Четыре четверти, 2009. — 99 с.
  • Родная крывинка. ― Мн., Харвест : Белорусский Дом печати, 2009. — 461, [3] с. — (Библиотека Союза писателей Беларуси = Бібліятэка Саюза пісьменнікаў Беларусі).
  • Записки «черного полковника». ― Мн., Літаратура і Мастацтва, 2010. — 317, [1] с.
  • Российский триллер: трилогия. ― Мн., Мастацкая літаратура, 2010. — 269, [1] с. — (Современный белорусский детектив).
  • Чаша Петри, или Русская цивилизация: генезис и проблемы выживания. Роман. ― Мн., Літаратура і мастацтва, 2011. — 501, [2] с. — (Черная молния).

Автор киносценариев

  • «Дело лейтенанта Приблагина», БТ. — 1995
  • «Этьен», БТ, — 1998
  • “Последний из группы «Джек», БТ — 2000
  • «Кент», Белвидеоцентр — 2000
  • «Спутники „Сатурна“, Белвидеоцентр. — 2002
  • „Вспоминая Черняховского“, Беларусьфильм. — 2004
  • „Лика-демебельска байка“, Беларусьфильм». — 2004
  • «Чуть смелее других», Белвидеоцентр — 2006
  • «Терновые венки Олимпа», Беларусьфильм. — 2010
  • «Крепость над Бугом», Белвидеоцентр. — 2011
  • «Уроки физиогномики». Студия СТАШ. — 2012

Награды и литературные премии

  • Медаль Франциска Скорины (2 октября 2015)
  • «Золотой купидон» — национальная литературная премия 2008 года за роман «Синдром выгорания» (Беларусь)
  • Лауреат литературной премии Уральского федерального округа 2012 года за роман «Чаша Петри или русская цивилизация: генезис и проблемы выживания» (Россия)
  • Дипломант национального фестиваля в Бресте (Беларусь-2007) и «Бородинская осень» (Россия-2008) за сценарий к фильму «Чуть смелее других».
  • Фестиваля спортивных фильмов в Липецке (Россия −2012) за сценарий фильма «Терновые венки Олимпа»
  • Лауреат Всероссийской литературной премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка за 2015 год за книгу прозы «Повести разных лет».

Беседовала Ирина Маслова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите число *