Сегодня у нас в гостях Сергей Александрович Трахимёнок, известный ученый и популярный писатель в Беларуси и России. Доктор юридических наук, профессор. Автор большого числа приключенческих романов, детективов, публицистических и научных статей, сценариев авторских и зрительских фильмов. Секретарь Союза писателей Беларуси. Дипломант многочисленных фестивалей и лауреат национальных литературных премий.
Вопрос: Сергей Александрович, почему Вы не сделали свой жизненный выбор в пользу только научного или литературного творчества?
Сергей Александрович: Трудно сказать почему? В науку профессиональную я пришел довольно поздно, мне было уже сорок лет. А писательством я был уже занят лет пятнадцать. Поэтому в дальнейшем пришлось совмещать первое со вторым.
Вопрос: Как рождаются Ваши книги и сценарии? В чем источник Вашего вдохновения?
Сергей Александрович: В семидесятые годы прошлого столетия мне перестали нравиться произведения советских писателей. Я полагал, что они либо жизни не знают, либо не умеют интересно об этом рассказать. Уже потом я понял, что был неправ, поскольку им мешала цензура и рамки соцреализма, но в то время я думал именно так и взялся сделать все это по-своему.
Это один из «источников вдохновения», но были и другие. В частности, в конце восьмидесятых я неожиданно для себя начал писать рассказы о людях поколения, к которому принадлежал мой отец, и которые на своих плечах вынесли основную тяжесть самой кровавой войны двадцатого века. И только потом я понял, что делал это, неосознанно, пытаясь защитить их от той массированной пропагандистской лжи, которая вдруг появилась в периодике и электронных СМИ.
Новая элита рвалась к власти, дискредитируя все, что было достигнуто трудом и кровью трех предыдущих поколений. И некому было заступиться за них, поскольку сами они в то время уже не могли сделать это в силу сложившейся общественной ситуации и своего возраста.
Вопрос: Чем написание книги отличается от создания сценария фильма?
Сергей Александрович: Ничем, если говорить о существе работы. Поскольку в тексте должна быть драматургия, и если она есть, то этап перевода текста в формат сценария чисто техническая работа.
Вопрос: Назовите три критерия удачных, на Ваш взгляд, книги или фильма.
Сергей Александрович: Удачных с позиций чего? Если говорить о социальной значимости, то роман «Игры капризной дамы», который я написал в конце восьмидесятых годов. В основе его пропасть, которая стала возникать и расширяться в силовых ведомствах Советского государства, когда низовые сотрудники продолжали защищать ценности социализма, тогда как большие боссы уже благосклонно принимали капитализм и как на идиотов смотрели на таких подчиненных.
Вопрос: Один из Ваших фильмов посвящен Брестской крепости. Какие загадки в истории знаменитой крепости, по Вашему мнению, еще не разгаданы?
Сергей Александрович: Загадок все меньше, потому что открыты архивы, в том числе немецкие, но исследованию могут подлежать не только факты, но и отношение к ним. Так штурмовавшая Брестскую крепость 45-пехотная дивизия вермахта впоследствии дважды был разгромлена в 1942 и 1944. Вместе с архивными документами в «СМЕРШ» попали многочисленные фотографии солдат и офицеров дивизии, которые фиксировали их успешные действия, сдачу в плен советских военнослужащих и пр. Что создавало неоднозначное мнение о событиях в крепости. И только исследование С.Смирнова, окончательно расставило точки над i.
Вопрос: Мнения современников разделились. Некоторые считают, что нужно бороться с героизацией истории Великой Отечественной войны. Другие утверждают, что нельзя допустить дегероизации прошлого. Чью сторону Вы поддержите в споре?
Сергей Александрович: В логике существует закон достаточного основания, суть которого в том, что любой тезис доказывается фактом, а не мнением. С учетом социального раскола нашего общества, полярных оценок событий того времени, точка в осмыслении Отечественной войны будет поставлена не скоро. Но выиграть должна правда, и я не ее стороне.
Вопрос: «Войны памяти» были всегда, на Ваш взгляд, или это примета современности?
Сергей Александрович: Да. Но наше время характеризуется страшной оголтелостью оппонентов России в рамках информационных войн. Причем массированная атака на смыслы тех событий интенсивнее и объемнее в силу того, что наши оппоненты совершенно иначе понимают правду. Для них правда – это то, что выгодно им, для нас же правда – это истина.
Вопрос: Как Вы думаете, может ли исчезнуть память о Великой Отечественной войне?
Сергей Александрович: Только вместе с носителями этой памяти.
Вопрос: У Вас есть семейная история Великой Отечественной войны? Какие имена и факты хранятся в памяти Вашей семьи?
Сергей Александрович: В нашей семье в Великой Отечественной войне участвовали двое: мой отец и один из его братьев, который, правда, попал на фронт в последние месяцы.
Вопрос: Завершите, пожалуйста, фразу. Быть патриотом – это значит…
Сергей Александрович: любить Родину.
Вопрос: Что Вы пожелаете читателям нашего сайта и юным участникам Международной российско-белорусской акции памяти «Находки семейных архивов»?
Сергей Александрович: Продолжить свою работы.
Уважаемый Сергей Александрович, сердечно благодарим Вас за очень интересную беседу о проблемах сохранения исторической памяти. Желаем Вам новых открытий и шедевров – в науке и литературном творчестве! Пусть сюжеты Ваших произведений продолжают вдохновлять читателей и зрителей на поиски истины.
Подробнее о собеседнике:
Сергей Александрович Трахимёнок – автор произведений
- Игры капризной дамы. Роман-трилогия. Для ст. шк. возраста. ― Мн.: Юнацтва. ― ПКИП «Асар», 1995. ― 288 с. — (Библиотека приключений и фантастики : ПФ).
- Груз небесный: Повести. ― Мн.: Изд. гос. предприятие «Маст. літ.», 1998. — 250, [2] с.
- Заказ на двадцать пятого: Роман. ― М.: Изд.-книготорговое об-ние «ЭМБ — Контур»: ТОО «Добросвет», 1999. — 296, [2] с.
- Женская логика: Пьесы и киносценарий. ― Мн.: РИФ «Ковчег», 2000. ― 163 с.
- Второй уровень: Повесть и рассказы. ― Мн.: ООО «Асар», 2001. ― 332, [2] с.
- Миллениум в Авсюках: Святочный детектив. [Предисл. А.Письменкова]. ― Мн.: Технопринт, 2004
- Эхо забытой войны: повести, рассказы, очерки. ― Мн.: Асар, 2004. — 319 с. (в пер.)
- Общая теория права: курс лекций. Мн., Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. ― 225 с.
- Синдром выгорания: роман, повесть. ― Минск : Мастацкая літаратура, 2007. — 364, [1] с. — (Современный белорусский детектив).
- Диалектика игры: роман. ― Мн., Четыре четверти, 2009. — 393, [4] c.
- Петля Морбут, или Господин Никто. ― Мн., Четыре четверти, 2009. — 99 с.
- Родная крывинка. ― Мн., Харвест : Белорусский Дом печати, 2009. — 461, [3] с. — (Библиотека Союза писателей Беларуси = Бібліятэка Саюза пісьменнікаў Беларусі).
- Записки «черного полковника». ― Мн., Літаратура і Мастацтва, 2010. — 317, [1] с.
- Российский триллер: трилогия. ― Мн., Мастацкая літаратура, 2010. — 269, [1] с. — (Современный белорусский детектив).
- Чаша Петри, или Русская цивилизация: генезис и проблемы выживания. Роман. ― Мн., Літаратура і мастацтва, 2011. — 501, [2] с. — (Черная молния).
Автор киносценариев
- «Дело лейтенанта Приблагина», БТ. — 1995
- «Этьен», БТ, — 1998
- “Последний из группы «Джек», БТ — 2000
- «Кент», Белвидеоцентр — 2000
- «Спутники „Сатурна“, Белвидеоцентр. — 2002
- „Вспоминая Черняховского“, Беларусьфильм. — 2004
- „Лика-демебельска байка“, Беларусьфильм». — 2004
- «Чуть смелее других», Белвидеоцентр — 2006
- «Терновые венки Олимпа», Беларусьфильм. — 2010
- «Крепость над Бугом», Белвидеоцентр. — 2011
- «Уроки физиогномики». Студия СТАШ. — 2012
Награды и литературные премии
- Медаль Франциска Скорины (2 октября 2015)
- «Золотой купидон» — национальная литературная премия 2008 года за роман «Синдром выгорания» (Беларусь)
- Лауреат литературной премии Уральского федерального округа 2012 года за роман «Чаша Петри или русская цивилизация: генезис и проблемы выживания» (Россия)
- Дипломант национального фестиваля в Бресте (Беларусь-2007) и «Бородинская осень» (Россия-2008) за сценарий к фильму «Чуть смелее других».
- Фестиваля спортивных фильмов в Липецке (Россия −2012) за сценарий фильма «Терновые венки Олимпа»
- Лауреат Всероссийской литературной премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка за 2015 год за книгу прозы «Повести разных лет».
Беседовала Ирина Маслова