«Около 40000 заключённых колоннами по пятьсот человек погнали без еды, сна и отдыха в сторону Балтийского моря, где их должны были погрузить на баржи, вывезти в открытое море и затопить. Так фашисты заметали свои следы. Отстающих и обессиленных людей расстреливали».
Держу в руках книгу Эдуарда Зимовца «Марш смерти». С ней нас познакомил Юрий Васильевич Потолков, руководитель творческой группы «Натхненне». Книга вышла малым тиражом, в количестве всего ста экземпляров, но никого она не оставила равнодушным, потому что в этой книге звучит суровая правда о несломленном духе народа.
Эдуард Зимовец долгое время работал в Бресте учителем, был директором школы. Эдуард Михайлович родился в Киеве. Годы тихой мирной жизни оборвались 19 сентября 1941 года, когда фашисты вошли в столицу Украины. Подросток вместе со своими сверстниками вредил врагу. Во время облавы попал в руки гитлеровцев. Оказался в Харьковском гетто. В декабре 1941 года осуществил побег. 2 мая 1942 года его снова схватили фашисты и вывезли в Германию. Но и там Эдуард Михайлович нашёл друзей, близких по духу. Было всё: товарищи по подполью, одиночная камера, предательство, допросы, пытки, концентрационный лагерь Заксенхаузен.
Лагерный номер Эдуарда Зимовца – R61566. В его персональной карточке значилось: «особо опасен для рейха». За антифашистскую борьбу лагерное начальство дважды приговаривало юношу к смертной казни. Последним испытанием стал для узников лагеря марш смерти в апреле 1945 года. «Около 40000 заключённых колоннами по пятьсот человек погнали без еды, сна и отдыха в сторону Балтийского моря, где их должны были погрузить на баржи, вывезти в открытое море и затопить. Так фашисты заметали свои следы. Отстающих и обессиленных людей расстреливали. Однако задуманное массовое уничтожение узников осуществить не удалось, подоспели советские войска, освободили пленных», – вспоминал Э. Зимовец.
Освобождённые узники лагеря Заксенхаузена влились в ряды Советской Армии. Со 2 мая 1945 года Эдуард Зимовец – в составе 18-й танковой бригады. Демобилизовался в марте 1947 года. Послевоенные годы посвятил педагогическому труду.
Больно и страшно смотреть ему, киевлянину, на то, что происходит сейчас на его малой родине. «Неужели всё было зря?» – этот вопрос Эдуард Михайлович задаёт себе не раз. Книга бывшего узника от первой до последней строки пронизана великой надеждой на торжество разума:
Спасибо, Родина, за силу,
Что ты мне юному дала.
Что прежний дух во мне взрастила
И голову высоко подняла.
Спасибо, Родина, спасибо!
Когда общаешься с такими людьми, как Эдуард Михайлович, невольно задумываешься: «Достойны ли мы быть счастливыми? Достойны ли называться истинными сыновьями и дочерями своей родины?»
Родина! Эдуард Михайлович был достоин её. И не в прекрасном пустословии, а в повседневном практическом утверждении честности, порядочности, бескорыстной любви к человеку, который нуждается в помощи и понимании.
Эдуард Михайлович учил нас быть благодарными жизни даже в тех случаях, когда судьба бросает в объятия жесточайших мучений. «Пока благодарность в твоей душе жива, ты человек». Эти слова ветерана, мне кажется, я запомню навсегда.
Эдуард Михайлович с благодарностью вспоминает немецкого врача, который не дал молодому парню умереть, сделал ему в концлагере операцию. Боль была страшная, оперировали без наркоза, кричать было нельзя, иначе бы расстреляли, однако после операции, как рассказывает ветеран, не было воспалительного процесса и шов остался едва заметный.
Фашисты, как это ни странно звучит, приучили Эдуарда Михайловича к самодисциплине: день начинать необходимо с зарядки, обливания холодной водой. Возможно, именно эти составляющие и позволили автору книги «Марш смерти» не только пройти через все круги ада, но и остаться здоровым. В концлагере без дела никто не сидел, все работали, и Эдуард Михайлович вынужден был освоить ряд профессий, которые пригодились ему в мирной жизни. На вопрос, где он научился столярничать, ветеран иронично отвечал: «В концлагере».
Защищать Родину в концлагере, а не на бранном поле, защищать Родину в собственной душе – это тоже подвиг:
Мы ёжились, жались друг к другу уныло.
А сердце всё ныло, и ныло, и ныло.
Обратить внимание хочется на употребление слова «сердце» в единственном числе. Автор, думается, этим хотел подчеркнуть, что народ в годы Великой Отечественной войны превратился в единое ноющее сопротивляющееся сердце. Именно оно и подталкивало людей на совершение героических поступков во имя Родины:
Злость нарастала, вскипала к врагу:
«Тебе отомщу я! Я это смогу!»
Здесь речь идёт не о мести, а о чувстве величественного сопротивления. В этом отношении основополагающей строчкой поэмы является следующая: «За что мы воюем? – Мы знали». В ней как бы содержится и скрытый вопрос к потомкам: «А вы, молодые люди, знаете, за что воевать, какие идеалы отстаивать, если придётся?»
Не оставляет безразличными читателей и заключительное откровение автора:
Мои побратимы, родные люди!
Ваши потомки и потомки мои!
Всё, что написано, я не придумал,
Всё, что написано, я пережил.
Ключевое слово в этом четверостишии – «пережил». Не перетерпел, перемучался, примиряясь, подстраиваясь, а активно пережил, то есть действовал, сохраняя величие души.
Кофанова Наталья
Беларусь, г. Брест
#Росмолодежь, #Роспатриотцентр, #Россиястранавозможностей, #Грантовыйконкурсмолодежныхинициатив, #Находкисемейныхархивов, #Подвигужитьввеках!