“…Когда мы впервые вышли в море, третий взлетавший при дневном свете самолёт не достиг скорости полета. Он разбился перед кораблём и утонул, а тело пилота нашли позже тем утром. После нескольких лет службы на авиационной учебной станции, видя примерно одну смерть в месяц, я привык к гибели людей… Но первая смерть в течение первых пяти минут полёта показала мне, во что я ввязался…”
Моё имя – Альберт Пейп. Я живу в Америке в городе Смисвилд, штат Вирджиния. Хочу рассказать вам о своём дедушке, отце моей мамы.
Я думаю, что очень важно не забывать события войны. Я знаю, что мой дед думал так же, поэтому он записал свои воспоминания о войне.
Уильям Франклин Хант родился 21 ноября 1917 года в Северной Каролине, США.
После окончания средней школы он работал на хлопкопрядильной фабрике, а затем – в Гражданском корпусе охраны окружающей среды. Он был зачислен в военно-морские силы США 15 мая 1940 года и был размещен во Флориде.
7 декабря 1941 года японцы напали на Перл-Харбор, и на следующий день США вступили в войну.
Уильям вспоминал:
«Примерно в 2 часа дня я остановился на заправке, чтобы заправить мой новый мотоцикл Harley Davidson бензином. Делая эту остановку, я узнал, что японцы бомбили Перл-Харбор. Я сразу же сказал работнику быстро заполнить бензобак, потому что я не знал, сколько еще смогу ездить на своем мотоцикле».
В мае 1944 года Уильяма перевели на военно-морскую авиабазу Аламеда, Калифорния. В июне 1944 года он поднялся на борт корабля USS Independence CVL-22 в Перл-Харбор.
Он вспоминал: «Через пару недель мы поднялись на борт корабля USS Cowpens CVL-25. Когда мы впервые вышли в море, третий взлетавший при дневном свете самолёт не достиг скорости полета. Он разбился перед кораблём и утонул, а тело пилота нашли позже тем утром. После нескольких лет службы на авиационной учебной станции, видя примерно одну смерть в месяц, я привык к гибели людей… Но первая смерть в течении первых пяти минут полёта показала мне, во что я ввязался».
USS Cowpens был частью третьего флота под командованием адмирала Холси. Уильям вспоминал:
«Лейтенант Джонсон (VF-22) руководил первым рейдом на Филиппинах. До этого времени это был самый продолжительный полет для рейдов истребителей во время войны. Они пролетели через остров, чтобы атаковать аэродромы на западной стороне и не дать возможность японским самолётам вступить в бой.
В одном бою двухмоторный торпедный самолет перелетел с одной стороны флота на дальнюю сторону прямо через корму USS Cowpens и торпедировал наш новый крейсер USS Houston. USS Houston – совершенно новый крейсер, только что сошедший с верфи. Он присоединился к флоту за четыре часа до атаки. Должно быть, они выпустили тысячу снарядов по самолёту, когда каждый корабль стрелял по нему. Небо было почти черного цвета от разрывающихся снарядов.
Торпеда ударила по USS Houston, и японский самолет улетел. Морской буксир подошёл, чтобы вывести USS Houston из диапазона видимости японских береговых самолётов. USS Cowpens был оставлен позади, пока флот отплыл, чтобы защитить USS Houston. Японцы пытались добить корабль, который не мог маневрировать. И пилоты USS Cowpens сбили около 20 японских самолётов в течение следующих 24 часов. USS Houston был спасён».
Во время этих операций, 17-18 декабря 1944 года, тайфун обрушился на Третий флот.
Уильям вспоминал:
«Позже в тот же день, во время дозаправки, море стало настолько неистовым, что пять человек были смыты за борт с эсминца, который был на другой стороне танкера, в то время как он заправлял два корабля одновременно. Мы искали их, но море было слишком бурным, чтобы человек мог выжить в течение долгого времени. Ситуация была настолько плоха, что пришлось остановить заправку.
Во время удара тайфуна я стоял посреди взлетной палубы, когда корабль качался так сильно, что я опасался сделать шаг. Я боялся полностью соскользнуть за борт. Тем временем, когда прокатилась следующая волна, я был на полпути к проходу и держался обеими руками за ушко колодки (устройство для привязки самолетов). Я решил, что не смогу ничего сделать там на палубе.
На следующий день тайфун, заставляющий море бушевать, ударил с полной силой. Видимость была настолько плоха, что флот нарушил построение, чтобы избежать столкновения. Большой буксир проплывал мимо кормы нашего корабля. Время от времени это выглядело так, как будто он был над нами на холме, и через минуту после того как волна проходила, казалось, что он
находится далеко в долине. В то время как один корабль плыл на гребне волны, другой был на её подошве.
Мы потеряли одиннадцать истребителей и три самолета-торпеды с нашей лётной палубы из-за бурного моря и сильного ветра, который достигал 115 миль в час. Нашего командующего, который был третьим по счёту офицером на борту, унесло за борт ветром, и он был потерян в то время, как на палубе шла борьба с пожаром. Эти пожары начались из-за взрывов 150-галлонных топливных баков, которые были установлены под каждым истребителем.
Все самолеты были связаны 20 веревками и двумя стальными тросами. Мы поняли, что этого было недостаточно, чтобы удержать самолёт в таких суровых погодных условиях. Они открепились и упали за борт корабля.
У трёх эсминцев, не имевших возможности заправиться, закончилось топливо. Корабли потеряли управление и не могли маневрировать, чтобы держать курс на волны или отступать от них. Они оказались обращены бортами к волнам, перевернулись и затонули».
Далее Уильям вспоминал:
«После того как тайфун прошел, нас атаковали пикирующие бомбардировщики. Они появлялись из облаков, сбрасывали свои бомбы и
возвращались обратно в облака, не тратя времени на прицеливания по кораблю. Я бы сказал, что некоторые из их пилотов не хотели умирать за своего императора.
Некоторые пилоты пытались разбить свои самолёты о корабль. Они поднимались на высоту примерно равную 20 футам над водой, зигзагообразно, чтобы избежать артиллерийского огня. На самом деле, я не видел ни одного из самолетов, которые добрались бы до корабля, прежде чем были сбиты. Хотя некоторые приближались на расстояние в 40 ярдов от корабля, прежде чем терпели крушение».
Тайфун был позже назван «Тайфун Холси».
Уильям описал свой опыт службы на войне:
«Во время боевых действий я не сбивал самолёты и не совершал никаких героических действий. Я был просто усердным преданным авиационным механиком, который помогал проверять и ремонтировать самолёты, чтобы пилоты могли выполнять свою работу».
После войны Уильям продолжил служить в военно-морском флоте до ухода на пенсию в 1970 году. Он скончался в мае 2017 года. У него и его покойной жены Рэйчел Хант осталось восемь детей, а также много внуков и правнуков.
Пейп Альберт Джеймс (США) – слушатель курсов русского языка
Учреждения образования “Брестский государственный технический университет” (г. Брест, Республика Беларусь)
Международная акция памяти “НАХОДКИ СЕМЕЙНЫХ АРХИВОВ”