Сегодня у нас в гостях известный историк и писатель, лауреат Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, заслуженный работник Высшей школы РФ, действительный член Академии военных наук РФ, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина – Александр Федорович Агарев.
Вопрос: Александр Федорович, мы рады представить Вас читателям сайта «Подвигу жить в веках!» Расскажите, пожалуйста, что побудило Вас стать историком?
Александр Федорович: Пророческими стали для меня слова моего первого школьного учителя истории – участника Великой Отечественной войны В.И. Турусова, сказавшего: “Быть тебе историком”. Не пропал интерес к истории и во время учебы в Рязанском военном училище связи.
Судьбоносную роль сыграла, разумеется, учеба на историческом факультете Рязанского государственного университета. Именно тогда я и почувствовал свое призвание.
Вопрос: Александр Федорович, Вы являетесь автором многочисленных книг и статей, из которых можно создать целую библиотеку. Как рождаются Ваши книги?
Александр Федорович: Хорошо известно, что с начала 90-х годов прошлого века многие историки пристальное внимание обратили к прошлому имперской и древней России. Ученые искали новые подходы к изучению раннего периода российской государственности, спешили рассказать о России, которую мы «потеряли» в 1917 году. А советский период остался на периферии общественного и профессионального интереса. Но, вместе с тем, стал доступен для профессионального исторического исследования массив прежде засекреченных архивных документов, публикаций прежних лет, открылись многие закрытые прежде лакуны советского периода истории, что не могло не отразиться на тематике моих исследований.
Исследователи воспользовались новыми обстоятельствами. Появилось немало работ по истории Гражданской и Великой Отечественной войн, коллективизации, периода сталинских репрессий.
Другое дело, что в целом ряде работ был заметен крен в сторону критического отношения к советскому периоду, формам и методам партийного руководства политикой и экономикой страны, к замалчиванию острых социально-экономических проблем советского периода. Случалось, что «вместе с водой» мы «выплескивали и ребенка», отрицая все достижения Советского Союза, его значительную роль в формировании двуполярного мироустройства в период «холодной войны». Мы будто бы забыли, как страна преодолевала тяжелейшие последствия войн и революций, строилась, развивалась, как возрос уровень жизни советских граждан. Это означает только одно: советский период нашей истории ждет внимательного, подробного, бесстрастного изучения и обсуждения в профессиональном сообществе.
Из своего личного опыта скажу, на какие моменты и события я обратил особое внимание, а также о том, что нуждается в дальнейшем
глубоком исследовании. Когда стали доступны партийные архивы советского периода, мне удалось подготовить книгу о судьбах рязанского крестьянства в послевоенные годы. Мне в подготовке этой книги очень помогли мои ученики – студенты, которые собрали воспоминания своих родственников и знакомых о жизни рязанской деревни в тяжелые послевоенные годы. Из этих воспоминаний вырисовывалась картина трудной, иногда трагической, но героической жизни нашего крестьянства. Эти воспоминания были дополнены документами из архивов. Получилась довольно полная картина происходившего тогда в деревне. Это были первые подступы к изучению периода, связанного с именем А.Н. Ларионова, человека, оставившего глубокий след в истории нашего региона.
Я не могу утверждать, что эта работа носит исчерпывающий характер. Исследования стоит продолжать. До сих пор не рассмотрен внимательно и без политических пристрастий период развития сельского хозяйства области в последние советские десятилетия. А ведь в 1970-1990-е годы сделано было очень много, облик рязанского села изменился коренным образом. Но что мешало добиться значимых результатов в производстве продовольствия? Где истоки советского дефицита, утопившего доверие народа к власти? История многих промышленных предприятий, созданных в Рязанской области в послевоенный период, так и не написана. Ведь наш регион в 1950–1980-е годы пережил подлинный индустриальный скачок. Мы мало говорим об этом сегодня. Урбанизация, миграционные процессы послевоенного времени, когда сокращалось сельское население и скачкообразно росло городское, мало изучены и описаны. Связанные с этим социальные процессы ждут своего изучения. Для того чтобы понять, что в советское время было сделано не так, мы должны изучить, а что на самом деле было сделано.
Контекст этого периода – интересный, полный событиями, связанными с конкретными человеческими судьбами. Это совсем недавняя наша история, о которой еще есть, кому рассказать.
Мне был интересен именно этот советский период, в нем крылись истоки не только многих наших сегодняшних проблем, но и первооснова современной экономики. До сих пор работают предприятия, созданные в советские годы, мы используем социальные комплексы, объекты инфраструктуры, созданные в тот период. Как это все создавалось? Как жили тогда люди, вопреки всему победившие в войне, отправившие человека в космос, создавшие ядерный щит страны? К тому же в эти годы усилился интерес к так называемой истории повседневности, которой в советской исторической науке занимались лишь фрагментарно, от случая к случаю. В последние десятилетия повседневная жизнь советских людей открылась нам из множества мемуаров, воспоминаний, писем, устных рассказов. Она оказалась чрезвычайно интересной.
Вопрос: Почему Вас вдохновляют исследования на военно-историческую тематику?
Александр Федорович: Историческое знание, отдельные периоды в истории страны постоянно становятся предметом острой полемики в обществе, в медиапространстве. И, разумеется, современный историк должен, просто обязан, участвовать в такого рода дискуссиях, в пропаганде исторических знаний. Ведь уровень знаний истории Отечества в стране остается довольно низким, выходит много литературы, фильмов псевдоисторического содержания. И кто, кроме профессионального историка, может нести истинное знание в массы? Участие в заседаниях «круглых столов», дискуссиях, конференциях, выступления в средствах массовой информации – все это значительная часть нашей профессии, жизни, проявление нашей нравственной позиции.
Следует обратить особое внимание. что в настоящее время обострилось внимание общества к событиям Великой Отечественной и Второй мировой войн. К тому же обнаружились недостатки нашего патриотического воспитания: часть молодежи о событиях военной эпохи не знает или относится к ним с глубоким сомнением и даже цинизмом. Как профессиональные историки могут внести свой вклад в увековечивание памяти о защитниках Отечества и привлечь внимание молодых к изучению неисследованных страниц истории Великой Отечественной войны? Я продолжил поиск, систематизацию и анализ документально подтвержденных исторических материалов, освещающих ранее неизвестные страницы событий, связанных с обороной Отечества, жизнью, военной карьерой и государственной службой уроженцев рязанской земли участников Великой Отечественной войны.
Вопрос: Какие герои и эпизоды из Ваших книг Вам особенно дороги и почему?
Александр Федорович: Вышла из печати книга «Созвездие рязанских маршалов», автором которой мне довелось стать. Историческое исследование включает ранее неизвестные факты биографий и многолетней воинской службы выдающихся военачальников, оказавших исключительное влияние не только на исход величайшей битвы современности – Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., но и на историю послевоенного развития и восстановления Родины и Вооружённых Сил нашей страны.
Издание имеет особое значение, потому что оно приурочено к недавно отмеченной нашей страной знаменательной дате – 75-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Но особую ценность книге придаёт тот факт, что её герои – уроженцы Рязанской земли – Маршалы Советского Союза С.С. Бирюзов, К.А. Мерецков, Маршал инженерных войск А.И. Прошляков, Маршал авиации И.И. Борзов. Книга “Созвездие рязанских маршалов» – это яркое и правдивое свидетельство подвига всего советского народа – народа-освободителя от всемирного зла – гитлеровского фашизма.
Вопрос: Доводилось ли Вам общаться с родственниками героев Ваших книг?
Александр Федорович: Мне посчастливилось встретиться с дочерью Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова – Ольгой Сергеевной Бирюзовой-Зотовой. Мне были представлены уникальные архивные материалы их семьи. Она выразила от всего сердца благодарность за издание книги о ее отце. Уверен, что книга о маршале стала весомым вкладом в дело сохранения и приумножения великого наследия прошлого нашей страны и Рязанского края. Она подтверждает, что на Рязанской земле помнят своих героев, и представители исторической науки, основываясь на реальных, документально подтверждённых фактах, противостоят потоку лжи и агрессии, направленных на Россию.
Вопрос: Какой след Великая Отечественная война оставила в истории Вашей семьи? Какие имена и события хранит семейная память?
Александр Федорович: Мой отец, Федор Алексеевич Агарев, был участником Финской войны, прошел затем боевыми дорогами по фронтам Великой Отечественной войны. Служил военным фельдшером, получил ранение и был демобилизован. Его скупые рассказы о войне оставили неизгладимое впечатление и поразили меня скромной оценкой своего повседневного героизма, проявленного им самим и его однополчанами в годы войны.
Изучение подробностей минувшей войны в последнее десятилетие приобретает поистине всенародный характер. Преподаватели Рязанского государственного университета и нашей кафедры привлекают к участию в научных, краеведческих, военно-патриотических, информационно-просветительских «круглых столах» и конференциях, в том числе международных, студентов и аспирантов, курсантов военных вузов, юнармейцев, воспитанников кадетских классов, учащихся старших классов общеобразовательных школ, а также представителей научного, краеведческого, образовательного, культурно-просветительского сообщества, энтузиастов краеведения, широкий круг общественности. Таким образом мы продолжаем свою историко-патриотическую работу, направленную на популяризацию правдивых, реально происходивших событий и фактов Второй мировой войны, в первую очередь, в молодежной и студенческой среде. Известно, что «плохая» историческая память грозит большими бедами нашему настоящему и будущему, нашим потомкам.
Мы стремимся привлечь внимание молодежи к работе с материалами, связанными с той войной, к изучению подробностей ее истории. Ведь многим известно, что далеко не все о Великой Отечественной войне написано, не все пока стало предметом исторического анализа.
Именно поэтому мы опираемся на гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи, на накопленный в этом деле опыт и результаты внеучебной работы. Деятельность студенческих объединений, проектная работа наших студентов, волонтерское движение – все это помогает нам привлечь молодых ребят к научно-исследовательской деятельности, связанной с Великой Отечественной войной.
Тому пример – наш совместный проект “Незабытые имена”.
Вопрос: Расскажите, как появилась книга “Незабытые имена”. Как долго трудился Ваш авторский коллектив? Как восприняли своё участие в проекте молодые соавторы – студенты?
Александр Федорович: Мы в университете работали над этим проектом с 2020 года, когда начали работу в рамках всероссийского проекта “Без срока давности”. Мы поручили студентам подготовить материалы об участии в Великой Отечественной войне их родственников, поскольку понимали, что только в пересечении истории страны и личной истории, истории семьи ребята смогут ощутить личный интерес к далеким для них событиям. Задумка удалась: студенты подготовили интересные исследования, добавили к ним фотографии из личных архивов. В апреле этого года мы провели урок-реконструкцию, на котором студенты рассказали о результатах своих исследований. Урок провела аспирант кафедры истории России и методики обучения истории и обществознанию Татьяна Рындина – учитель истории и английского языка школы № 75 г. Рязани. Участниками урока стали студенты 3 курса Института истории, философии и политических наук университета, а также школьники. Итогом данного урока и всей проведенной работы стала эта книга.
Вопрос: Вы можете “крупными штрихами нарисовать портрет” современного студенчества? Насколько интересна студентам история и военная эпоха, в частности?
Александр Федорович: Конечно, большинство наших студентов приходят в университет с интересом к истории Отечества. Они хотят пополнить собственные знания, получить ответы на вопросы, которые, может быть, не дал им школьный курс истории. И конечно, они сильно отличаются от нашего поколения студентов. Они – не книжные люди, скорее черпают знания из Интернета, из рассказов старших, из посещения выставок, музеев. Для того, чтобы что-то понять и запомнить, им нужно увидеть картинку. Мы стараемся приохотить их к чтению исторической литературы, что непросто. Но участие в таких проектах, о которых я рассказал, пробуждает в них интерес к прошлому. Ребята начинают понимать, что история страны – это история их семьи, жизнь близких людей. Да и книга становится интереснее, когда она напрямую связана с днем сегодняшним. Вот, например, когда я писал книгу о маршале С.С. Бирюзове, не задумывался о том, что Сергей Семенович, принимал участие в освобождении Донбасса, и его боевой путь будет так актуален сегодня. Вообще тема Великой Отечественной войны стала необычайно близкой и понятной молодежи сегодня. Как и вся история взаимоотношений украинского и русского народов. Мы говорим об этом со студентами на наших лекциях, занятиях и чувствуем этот интерес. Молодежь начинает понимать, что значит жить в истории – принимать участие и наблюдать за ходом исторических событий.
Вопрос: Каковы Ваши научные и творческие планы?
Александр Федорович: Коллектив ученых Института истории, философии и политических наук Рязанского государственного университета наделен удивительными способностями отыскивать новые факты, нацелен на реальное подтверждение их неоспоримости. Я уверен, что коллеги откроют новые горизонты исследовательской работы для наших студентов и аспирантов. Университет продолжит пополнять сокровищницу наших знаний о людях, внесших существенный вклад в усиление мощи государства Российского. Практически неисчерпаемой остается тема Великой Отечественной войны в истории нашего народа и рязанского края. Сколько еще интереснейших страниц и значимых имен здесь не открыто. Уходят ветераны войны и труда, но пристальное внимание к их судьбам приводит к выводам о том, что судьба любого из них достойна исторического исследования.
По-прежнему сохраняется актуальность исследований о вкладе наших земляков в укрепление обороноспособности страны на разных этапах ее развития, не только в советский период. У истоков российской авиации стоял Сергей Алексеевич Чаплыгин. Он родился в рязанском городе Раненбург, который теперь носит его имя и относится к Липецкой области, но долгое время был связан с Рязанской губернией. Сергей Чаплыгин работал под руководством Н.Е. Жуковского в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), руководил после смерти учителя созданием аэродинамических лабораторий, чрезвычайно много сделал для развития советской авиации и, между прочим, консультировал строительство Днепрогэса. Конечно, он достоин того, чтобы о нем провели исследование в нашем университете, сосредоточив внимание на его рязанском периоде, на истории этой семьи.
Считаю, что для историка в наших краях всегда найдется тема для приложения сил.
Вопрос: Александр Федорович, Вы хотели бы оставить свои пожелания читателям нашего сайта и юным участникам поисковых военно-исторических проектов?
Александр Федорович: Хотелось бы пожелать участникам нашего проекта продолжать поисковую работу и, главное, не только собирать события и факты, но и осмысливать, ставить на службу своего времени. Именно сегодня, в период великой цифровой революции, так важно обратиться к историческому знанию, к пониманию места человека в социуме, роли личности в обществе и государстве.
Уважаемый Александр Федорович, сердечно благодарим Вас за очень интересную и содержательную беседу. Желаем Вам новых достижений в науке, литературном творчестве и педагогике! Пусть Ваши замечательные книги и их герои будут лучшими собеседниками для современных молодых людей и представителей старшего поколения на протяжении многих лет.
Беседовала Ирина Маслова