22 июня 1941 года – один из самых трагических дней в истории не только страны, но и каждой отдельно взятой семьи. Он стал рубежом, отделившим счастье мирной жизни от страданий, лишений, связанных с войной. С этого дня начался горестный и одновременно героический путь к Великой Победе. Обращаясь к славным страницам истории моей Родины, я обращаюсь и к летописи моей семьи. Хочу рассказать о дорогих мне людях, которые вместе со всей страной ковали победу и на фронте, и в тылу. Пусть в этих воспоминаниях еще раз прозвучит моя безмерная благодарность соотечественникам, подарившим нам жизнь.
Военный путь фронтового шофера. У каждого солдата на войне есть свое оружие. Для моего прадеда, Лобачева Михаила Федоровича, таким оружием стала «полуторка» – машина, на которой он проехал свои фронтовые дороги. В июле 1941 года прадедушка был призван в армию и направлен в подразделение 13-го запасного истребительного авиаполка, который находился в Кузнецке. Он служил в технической части, где обслуживались самолеты, получавшие повреждения во время боя и подлежавшие ремонту. На своей машине он доставлял топливо для заправки авиалайнеров, впоследствии направлявшихся на передовую. В начале 1944 года прадедушка был переведен на Западный фронт и продолжил службу на аэродроме белорусского города Бобруйска. Возможно, он заправлял и истребитель ЯК‑3, построенный на деньги кузнечан и получивший название «Кузнецкий городской комсомолец». В октябре 1944 года этот боевой самолет был вручен майору Суле Фомичу Нокелайнену, лучшему летчику части. Он и доставил его на Западный фронт.
Демобилизовался прадедушка только в 1946 году. Он вернулся с победой домой – туда, где все это долгое время его с нетерпением ждала жена, двое сыновей и дочь. Я понимаю, почему в нашей семье все так любят фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Этот фильм словно рассказывает и о моем прадедушке, и я, никогда его не видевшая, переживаю те же чувства, что и мой родной человек, побывавший на войне.
Истоки победы. С фотографии на меня смотрит испуганная девчушка и два очень серьезных мальчика. В руках девочка держит цветы. Но это не цветы, а сорванная на огороде ботва картофеля. Да и откуда взяться цветам в далеком 1944 году. Еще идет война. Еще будут раненые и убитые. Еще впереди счастье встречи с родными и близкими. А сейчас только 1944 год. И в провинциальном городке, в Кузнецке, появляется фотограф. И снимает он не реалии военного времени, а маленьких детей. Почему? Да, враг будет разбит только через год, такой долгий год, но дыхание весны 45-го, дыхание Победы уже чувствуется. Поэтому взгляд фотографа устремлен в будущее. Устремлен на детей.
И в этот год маленькая девчушка идет в первый класс. Мама отвела ее в школу, которая находится в полуразрушенной церкви. Но у учеников есть тетрадки, учебники. В кабинетах цветы. Елизавета Петровна, первая учительница нашей девочки, хочет, чтобы в классе было уютно. И у нее это получается.
А когда ученица приходит домой, она, как и все дети, делает уроки, играет в куклы. Да, хочется есть. Ее мама покупает продукты по карточкам. Нужно потерпеть. Правда, родителям выдается дополнительный для детей паек. Они получают в столовой обеды, и дети не так страдают от голода.
В городе Кузнецке во время войны работало четыре школы. Дети, наравне со взрослыми перенося тяготы жизни, получали образование. Все ждали мира и жили для мира, поэтому детям надо было учиться. Нет, непобедима страна, где в самое тяжелое время думают о детях. Думают о будущем.
Город воинской славы. Для меня соединением героического прошлого и памятью в настоящем стал Ржев, город воинской славы, награжденный орденом Отечественной войны 1 степени. Там живут мои родственники, и мне не раз приходилось ездить к ним в гости. На уроках литературы, когда мы знакомились со стихотворением А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» и повестью В.Кондратьева «Сашка», я прекрасно понимала, что мне одной из всего класса выпала возможность побывать на той священной земле, о которой шла речь в этих произведениях. Помню первое детское впечатление об этом волжском городе. Он совсем не походил на наш Кузнецк, где дома в большинстве своем построены из дерева. И тогда, маленькая, я впервые узнала, что здесь, подо Ржевом, с января 1942 по март 1943 проходили кровопролитные бои.
Утром 19 июля 1941 года вражеские самолеты впервые подвергли город бомбардировке. Ржев был захвачен немецко-фашистскими оккупантами на 115-й день войны – в ходе их генерального наступления на Москву под кодовым названием «Тайфун». Калининский и Западный фронты прикрывали кратчайшее направление на Москву, до которой было 150 километров. День 14 октября 1941 года стал самым черным днем в многовековой истории Ржева. Советские войска вынуждены были уйти из города. В Ржев ворвались вражеские танки и пехота. Началось тяжелое, страшное время, о котором очевидцы вспоминали с содроганием. Гитлеровцы установили в городе новый порядок. Они грабили, угоняли людей в рабство, расстреливали и вешали непокорных, сжигали целые селенья. Так продолжалось 17 долгих кровавых месяцев. Город за это время был разрушен до основания (вот почему там нет ни одного деревянного домика). Шрамы на его теле времен войны остаются до сих пор. Гуляя по городу, я обратила внимание на старинное здание из красного кирпича. На его мощных стенах были вмятины, Это оказались отметины попавших в него снарядов. Но все-таки здание устояло. Оно молчаливо напоминает нам о том страшном времени. Символично, что сейчас в нем находится учебное заведение. Это и есть жизнь: прошлое, настоящее и будущее связаны неразрывно.
В памяти советского солдата и советских граждан Ржевский выступ, или Ржевская дуга, – это «мясорубка», «прорва». Об этом мы узнаем из мемуаров ветеранов. «Мы наступали на Ржев по трупным полям. В ходе ржевских боев появилось много «долин смерти» и «рощ смерти». Не побывавшему там трудно вообразить, что такое смердящее под летним солнцем месиво, состоящее из покрытых червями тысяч человеческих тел», – вспоминал П.А. Михин. Через десятки лет пришли в эту «долину смерти» поисковые отряды, чтобы найти и захоронить останки погибших воинов. Были здесь и студенты из Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского. Об этом мне рассказала моя бабушка. Ребята, будущие учителя истории, под руководством В.И. Лебедева вели раскопки. Таким образом, Пензенская область также внесла свою лепту в очень важное дело: каждый погибший советский солдат должен быть захоронен с почестями. Однажды в поезде «Москва – Великие Луки» мы познакомилась с уже пожилым мужчиной, который ехал в Ржев на похороны своего отца. Их семья во время войны получила известие, что он пропал без вести. И вот через десятки лет благодаря поисковому отряду постаревший сын должен был отдать последний долг своему навечно оставшемуся молодым отцу. Я еще раз убедилась, что настоящее неразрывно связано с прошлым.
Да, наши солдаты погибали, чтобы победить. Лишь в марте 1943 года Ржевский выступ был ликвидирован. Из 20 тысяч человек, оказавшихся в оккупации в районе Ржева, в день освобождения осталось 362 человека. Среди них была и сестра моей бабушки, наша тетя Надя, тогда еще совсем маленькая девочка. Ей было в 1943 всего два года. Но самое удивительное то, что она помнит годы оккупации. В их деревенском доме на постое было два немца. Однажды она увидела на столе у них печенье. Ребенок взял и съел его. Тетка тети Нади испугалась: фриц мог, не задумываясь, убить девочку. А он рассмеялся и на ломаном русском языке сказал: «Надька-партизан». Знаете, когда я слушала эту историю, мне трудно было осознать, что сестра моей бабушки – моя современница, и в то же время ее жизнь – целая эпоха… И я через нее трепетно прикасаюсь к трагическим и, вместе с тем, героическим страницам нашей истории.
Все для фронта – все для победы! Мою малую родину не топтал сапог чужеземного солдата. Но это не значит, что она не разделила со всей страной тяготы и лишения. Здесь, в тылу, также ковалась победа.
Моя прабабушка, Александра Аракчеева, в течение 40 лет проработала на «Кузтекстильмаше», в том числе и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Труд в тылу для фронта и для победы выковал в ней сильный характер рабочего человека, который не изменяет ей и по сей день.
Прабабушка рассказывает, что в тяжелых условиях начавшейся войны им приходилось нелегко. В основном продукция выпускалась для фронта. Но снабжение было плохим. Трудились день и ночь не покладая рук – по 10-12 часов в сутки. Не хватало рабочих, особенно квалифицированных. У высоких и громоздких станков стояли малолетки. Под ноги им подставляли ящики или кирпичи. Ночью невыносимо хотелось спать, тем более что в холодном цехе можно было прислониться к теплому от работы станку. Но тогда рука наставницы ласково гладила по голове юную Александру: «Не спи, дочка, не спи».
Двенадцать часов рабочего дня становились не только ее частицей в общем деле борьбы с врагом, но и частицей самой себя. Вместе с другими она простаивала у станка сутками, если того требовала обстановка. Александра и ее товарищи взяли за правило, когда наши войска были на подходе к какому-нибудь городу и боролись за его освобождение, выпускать продукции на 200 и более процентов. А такие события после 1943 года происходили ежедневно, поэтому план постоянно перевыполнялся. Качество деталей было отменным. Иначе и быть не могло, ведь продукция предназначалась для фронта, для победы. «На войне как на войне!» – говорили бойцы. «В тылу как в тылу!» – вторили им рабочие. И там и тут было нелегко. Особенно – женщинам. Их подвиг в годы войны – великий пример для тех, кто вступает в жизнь. Совсем молодые девушки с нежными ладошками носили тяжести, разгружали вагоны, заготавливали дрова – работали там, куда пошлют и где нужнее. Юность, вера в победу, желание приблизить ее любыми средствами помогали выполнять плановые задания на 200 процентов. И таких незаметных тружеников тыла, как моя прабабушка, было великое множество. Об их жизни, их трудовых подвигах должна знать молодежь.
Судьбы отдельных людей сплелись в судьбу страны. Не было чужой боли, чужого горя. Говорят, что трагедия, поделенная пополам, переносится легче. Потому и выстоял наш народ, и победил страшного врага. Силен он был духом, ведь наше дело правое!
Публикуется впервые.
Авторы: Демина Д.С. – учащаяся, Соловьева С.В.– учитель
(МБОУ СОШ №17 г. Кузнецк)
Все фотографии предоставлены Деминой Д.С.
Примечание редактора: В фильме «Находки семейных архивов» фрагменты данной работы был озвучены в эпизодах «Букет из ботвы», «Дети – фронту!», «В тылу как в тылу».