Мини

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАД, ЛЕНИНГРАД…

Опубликовано Опубликовано в рубрике Новости

Просторы между небом и водой, открывающиеся с холодной и спокойной Невы… Чёрная чугунная витиеватая решётка оград в классическом или барочном стиле, за которыми скрывается либо зелень тенистых парков, либо мерцающая вода каналов.

1Идёшь днём по широкому Невскому проспекту… Вокруг – суета, неоновые вывески “Рив Гош”, “КофеХауз” и прочее-прочее, но стоит завернуть на потаённую узкую улочку, где в некоторых местах давно не было ремонта, где из каждого подъезда сквозит земляной сыростью и холодом, где в тишине журчит вода по железным стокам, становится жутковато и рисуются в воображении иные картины.  Начинаешь понимать, по каким таким улочкам ходили герои Гоголя, к примеру…

В центре города много парков с раскидистыми высокими деревьями, аккуратными широкими песчаными дорожками и фонтанами.
Петербург – гранитный город. У него особенная фактура. То есть, это и сверкающий, тёплый слепящий гранит в солнечную погоду, и холодный, тёмный, скользкий – в дождь… На гранитных постаментах – величественные памятники основателей и гениев Петербурга, на гранитных плитах гуляют толпы прохожих.

Первый значительный архитектурный ансамбль, который автолюбители и пассажиры авиатранспорта встречают на въезде в Санкт-Петербург – это Площадь Победы, спроектированная и построенная как южные ворота Санкт-Петербурга.  Монумент героическим защитникам Ленинграда – самое знаменитое сооружение на площади Победы. Посвящён героической обороне и прорыву блокады Ленинграда.

2В ходе ожесточенных боев у стен города тысячи бомб, снарядов и мин обрушили гитлеровцы на позиции советских войск. Фашисты штурмовали город с упорством маньяков, но его защитники стояли насмерть.

Авиация флота за период оборонительных боев на дальних и ближних подступах к Ленинграду произвела более 5 тыс. вылетов самолетов, уничтожив при этом до 340 танков, до 1200 автомашин, до 170 полевых и зенитных орудий и до 3 тыс. солдат и офицеров противника.

Плечом к плечу с воинами Ленинградского фронта и народными ополченцами сражались бойцы морских стрелковых бригад, сформированных из экипажей боевых кораблей.

Враг, не сумев прорвать оборону города, начал выдыхаться. К октябрю фронт под Ленинградом окончательно стабилизировался.

Героическая оборона Ленинграда сковала около 25 вражеских дивизий, исключив возможность планировавшегося гитлеровцами использования части группы армий «Север» для удара на Москву.

«Военно-морская история не знает такого подвига, который совершили подводники Балтийского флота, – отмечалось в июле 1965 г. при вручении флоту второго ордена Красного Знамени. – Когда фашистские захватчики поняли, что им не удастся уничтожить Балтийский флот, они попытались запереть его в Финском заливе. Но и эта попытка не удалась… Наши подводники выходили из осажденного Ленинграда и топили вражеские суда повсюду на Балтике, в том числе и у самых берегов фашистской Германии» [1].

Город, в котором, если выйти на открытое место, так легко дышится  и одновременно он давит своей странной тягучей и обволакивающей атмосферой.  Однажды кто-то сказал, что «если вы не художник (в смысле – творец), то в Петербурге вы просто сойдёте с ума». То есть, у него действительно такое влияние: пагубное и вдохновляющее одновременно.
Гуляешь по нему, и видишь: всё вроде современное, люди ходят обычные, но если вслушиваться в старые стены города, сразу вспоминаются разные легенды, истории, сочинённые или описанные кем-то.

Блокада!  Эта страшная рана стала незаживающим  рубцом человеческой памяти.

Блокада Ленинграда – это неслыханное испытание человека на человечность, достоинство, любовь к  близким, сострадание, сердечность, любовь к Родине! Эти испытания были ежедневными, страшными, вынести которые могли только мужественные люди.

Из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда» 21 сентября. «Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией… Весной мы проникаем в город… Вывезем все, что осталось живое, вглубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии». Гитлер определил дату взятия Ленинграда – 20 июля 1941 года.

Вот я иду мимо Великого Исаакия, который сияет облаченьем из литого серебра, иду по набережной Невы, Дворцовой площади, вижу множество изысканных зданий. Перехожу на обычные городские  улочки.  На миг закрываю глаза. И вижу  страшный блокадный Ленинград – безлюдный город-призрак. Сложно поверить, что кто-то живет в этом городе, а ведь не просто жили, а трудились на заводах, выживали в голоде, защищали, эвакуировали людей, лечили больных и раненых, писали музыку!  Не сдавались, не теряли человеческую суть в нечеловеческих условиях!

Жизнь в блокаде  уже являет собой мужество!

  Для того чтоб жить в кольце блокады,

  Ежедневно смертный слышать свист,

  сколько силы нам, соседка, надо,

  сколько ненависти и любви…

  Столько, что минутами в смятенье

  Ты сама себя не узнаешь:

  Вынесу ли? Хватит ли терпенья?

Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь. [4]   

 

Блокада продолжалась 872 дня. Начало блокады – были разорваны все железнодорожные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру, по льду которого пролегла «Дорога жизни».  Блокировал Ленинград не только немецкие войска, но и финские,  испанские (Голубая дивизия) войска с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии. «Клочок земли» против разноликого и сильного мира зла!  Днем и ночью враг  бомбил Ленинград. На город были сброшены 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, выпущено 150 тысяч снарядов.

 

Без воды, без тепла, без света

День похож на черную ночь.

Может в мире и  силы нету,

Чтобы все это превозмочь?[5]

 

Вот дом Бенуа на Каменноостровском проспекте, где в начале блокады  Дмитрий Шостакович написал первые три части  знаменитой Седьмой симфонии.  В конце июля – начале августа немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя в несломленном городе состоялась премьера Седьмой симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут «Ленинградской». Зал был полон – очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные!

3Люди меняли профессии, выполняли работу совсем не подходящую им, порой невыносимо тяжелую по состоянию здоровья или возрасту.  Хрупким девушкам приходилось выполнять такую работу, которая даже мужчинам была не под силу. На место рабочих-мужчин к станкам вставали женщины и дети! 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения. 300 тысяч ушли добровольцами на передовую и в партизанские отряды.

За время блокады и войны ленинградскими рабочими отремонтировано 2 тысячи танков, 1,5 тысячи  самолетов, изготовлено 12 тысяч минометов, 225 тысяч автоматов, 10 миллионов снарядов, мин, множество боевых судов и автомашин. [3]

Бомбежка!!!  Люди куда-то бегут, пытаются спрятаться, укрыться. Разрыв снаряда, летят обломки, падают люди.  Сколько за один миг детей остаётся сиротами!  Миг – и рвутся судьбы!  За один день в блокадном Ленинграде погибало более 4000 человек, погибало по самым разным причинам: голод, холод, каждодневные обстрелы и просто от горя. Это в сто раз превышало показатели смертности в мирное время. Были такие страшные дни, когда погибало 6-7 тыс.  в день. Мужская смертность существенно превышала женскую: на каждые 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчины и 37 женщин. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения. В начале блокады в городе проживало 2544 тысяч человек и 343 тысячи в пригородных районах.  К моменту прорыва блокады в городе осталось не более 800 тысяч жителей. Есть сведения, что 3% жителей погибли от бомбежек, артобстрелов, остальные 97% – от голода.

4 Хлебная карточка блокадника:

– дневная норма рабочего – 250 г.

– служащих, иждивенцев, детей до 12 лет – 125 г.

 – личного состава военной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО – 300 г.

– войск первой линии – 500 г. [2]

До 50% хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. «Ленинградская болезнь» (дистрофия) косила людей. Люди, порой, умирали на ходу от голода и холода. Их не в чем и некому зачастую было хоронить. И прямо на улицах лежали «пеленашки» – завернутые в тряпье трупы.

Но, город жил! Работали зоопарк, публичная библиотека, школы.  В неразрушенных школах велись занятия. В классах стояли печки-«буржуйки». Все сидели в шубах, шапках, рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли дежурить на крыши, чтобы  тушить зажигательные бомбы,  работали  в госпиталях.  О мужестве и героизме детей говорит тот факт, что немало юных защитников Ленинграда награждены медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Ленинградцы спасали исторические памятники. Адмиралтейскую иглу спрятали под большим чехлом. С помощью аэростата и специального приспособления старший лейтенант Судаков поднялся на самый верх, и раскачиваясь на узенькой дощечке, закрепил канаты и блок.

На «Дороге жизни» Максима Твердохлеба знали все. К Новому году он вез мандарины для детей Ленинграда, присланные из Грузии. Караван машин подвергся налету вражеской авиации. Максим был ранен в руку, его машина получила 49 пробоин, но он, рискуя жизнью, довез груз до берега, и мандарины были доставлены детям на елки.

5Вот мы на Васильевском острове, на 2-й линии в доме № 13/6. На первом этаже квартире №1 пишет свой дневник Савичева Таня. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей – матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Откуда в столь юном человеке столько самообладания, которое сродни героизму?

Всесоюзный институт  растениеводства –  Исаакиевская площадь, дома 4 и 13. Десятки тонн зерна и тонны картофеля. Это спасение для тысяч умирающих от голода горожан! Но, задача сотрудников – спасти экспериментальный,  семенной фонд.  Полуголодные люди думали о завтрашнем дне, когда придет Победа и наступит мирная жизнь. Они  соблюдали  температурный режим зимой, таская дрова с другого конца города, высаживали клубни  под бомбёжками, жили  в поле, чтобы никто не смог съесть высаженное.  Всего лишь 13 человек на десятки тонн зерна! Мыслимо ли умирать среди «еды» молодым людям?! Это настоящий подвиг! Это – мужество!  В то время, когда некоторые опускались до каннибализма. Было все: предательство, крупномасштабное минирование города, мародерство, грабежи. НКВД отслеживал настроения в городе. Они были разные. В документах сообщается о разговорах женщин в очередях, в которых высказывалось мнение о том, что лучше бы город сдали, все равно неминуема смерть от голода, да и на передовой, по слухам, выдают порой холостые винтовки.  В борьбе с  негативными  явлениями чекисты действовали жестко: по законам военного времени. Об этом в начале немецкого наступления на Ленинград  знала немецкая разведка,  и немецкое командование надеялось на мирную сдачу города. Но оборонявшие Ленинград части стояли насмерть. Командующий обороной города Г. Жуков требовал: «Ни шагу назад!» Позже он напишет: «История войн не знала такого  примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда».

6На штурм немцы так и не решились. Они знали – город заминирован. Была выбрана тактика удушения – блокада.

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Но они сумели совершить невозможное – пройти испытания адом.

Героическая оборона Ленинграда – это массовый,  всенародный подвиг, совершенный бойцами фронтов, защищавших Ленинград, и его жителями.      Ольга Берггольц в январе-феврале  1942 года писала:

 

Сестра моя, товарищ, друг и брат;

Ведь это мы, крещенные блокадой.

Нас вместе называют Ленинград;

И шар земной гордится Ленинградом.[4]


7

Литература:

  1. Дважды Краснознаменный Балтийский флот/Н. М. Гречанюк, В.И.Дмитриев, А.И. Корниенкои др. – 3-е изд., испр. и доп. М.: Воениздат, 1990.  342 с. (Глава 14)
  2. Арутюнян Б. А.,Фролов М. И. Огневой щит и меч Ленинграда, 1941-1944 гг.: монография. СПб.: ЛГУ, 2007.187 с.
  3. Непокорённый Ленинград: Крат. очерк истории города в период Великой Отечественной войны / отв. ред. В. М. Ковальчук. — 3-е изд., перераб. и доп.  Л.: Наука, 1985. 327 с.
  4. Берггольц О. Стихи о войне. [Электронный ресурс] http://rupoem.ru/berggolc/war.aspx
  5. По следам поэтов Женский Взгляд-3. Рывина  Е. Стихи о войне. [Электронный ресурс] http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode

Авторы: Зубкова К. – учащаяся, Зарипова И.Н. – учитель (МБОУ СОШ им.М.М. Осипова с.Кондоль)