Хлеб – продукт питания, который мы каждый день употребляем в пищу. У каждого народа свой, особый, рецепт его приготовления. Он является народным символом. На Руси к нему особое отношение – как к самому дорогому.
Никого не могут оставить равнодушными воспоминания о хлебе военного поколения. Особенное отношение к хлебу у людей, прошедших войну. В то время они, в основном, были еще детьми, но память о тех страшных годах не стерлась. Пожилые люди знают цену каждой буханке, каждой булочке, и цена эта измеряется совсем не в копейках.
Сегодня на прилавках магазинов много разных видов хлеба и хлебобулочных изделий, наверное, поэтому мы, молодежь, не задумываемся о том, будет ли хлеб на нашем столе всегда. Поэтому я решил провести исследование «военного» хлеба. Мне захотелось узнать, каким был «хлеб войны», узнать его состав, испечь и сравнить вкус с сегодняшней выпечкой.
Моя прабабушка, Тришина Антонина Ильинична, не понаслышке знала цену хлеба в голодное время войны. В те тяжелые годы для нашей страны бабушка жила в деревне Кадыковка, Наровчатского района, Пензенской области. Тогда она была чуть старше меня. Из её рассказов я узнал, что хлеб военной поры отличался от современного, и отношение к нему было особенное. Тогда хлеб пекли не из белой пушистой муки, а из картофельных очистков, из коры молодых деревьев, добавляя сухую траву. Но даже такого «хлеба» было недостаточно.
В деревнях во время войны жили в основном за счет овощей, выращенных на своих огородах. Весь хлеб, всё собранное зерно отправляли на фронт. Поэтому муки практически не было. Хлеб пекли из имеющихся под рукой продуктов. Часто дети во время вспашки перед новым севом, как воробьи, выискивали пропитание – комочки полусгнившего картофеля. Клубни вымачивали, перетирали, промывали, добывали черный, с затхлым запахом крахмал, который добавляли в хлеб вместо настоящей муки. Долго после такого хлеба болели животы. От голода, недоедания страдали все люди. Это хорошо отражено в отрывке стихотворения Елены Благининой:
С мякиной, с трухой, со жмыхом
Он все же казался желанней всего.
И матери тяжко и тайно вздыхали,
Когда на частицы делили его…
Дети находили норы сусликов, раскапывали их лопатами, добираясь до горок отборного чистейшего зерна. От радости плакали — к их горькому хлебу можно будет добавить настоящей муки. Это в деревне.
В городе приходилось еще труднее: надо было сутками стоять в очередях за хлебом, который выдавали по карточкам. Такие карточки постепенно ввели с началом войны.
Наше поколение не знает что такое «хлебные карточки» и бессонные очереди за хлебом. Нам неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и т.д. Хлебная карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства. Потеря этих карточек грозила гибелью всей семье.
Хлеб – мерило жизни. Он помог выстоять и выжить нашим соотечественникам в Великую Отечественную войну. Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием и сухарями.
Разным был хлеб войны: фронтовой, тыловой, блокадный, хлеб оккупированных районов, хлеб концлагерей. Разный, но такой похожий. Мало в нем было основного продукта – муки, а больше – разных добавок, часто даже несъедобных.
Фронтовой хлеб – хлеб фронтовой часто выпекался под открытым небом в земляных хлебопекарных печах. Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые; обмазанные внутри толстым слоем глины; облицованные внутри кирпичом. В них выпекался формовой и подовый хлеб. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича.
Хлеб «Сталинградский» – хлеб, выпекаемый для бойцов Сталинградского фронта с применением ячменной муки. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовленного на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному. Тесто с добавлением ячменной муки получалось несколько более плотным и дольше выпекалось.
«Блокадный» хлеб – хлеб, выпекаемый для людей, находящихся в блокадном Ленинграде. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге Жизни». А.Н. Юхневич, работница ленинградского хлебозавода, рассказала о составе блокадных буханок: «10-12% – это мука ржаная обойная, овсянка, солод и то, что обычно не едят, – жмых от подсолнечной семечки, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойки из мешков, закваска и как можно больше воды». В первую блокадную зиму рецептура менялась каждый день, в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе, и к концу декабря ни солода, ни тем более овсянки в Ленинграде уже не осталось. В хлеб добавляли перемолотые ветви берёзы, хвою, семена дикорастущих трав и даже такую субстанцию, как гидроцеллюлоза. Ровно 125 грамм – дневная норма святого чёрного блокадного хлеба.
Хлеб временно оккупированных районов. В оккупации все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам давали по две ложки пшенной каши в день (хлеба не было). Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для голодных людей был праздником. Но самое главное – люди лишились привычного и особенно для них дорогого – хлеба.
Ржевский и тыловой хлеб – хлеб, основным ингредиентом которого являются картофель и отруби, а также другие добавки (табл.1). Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.
Остен-брот – «хлеб» фашистских концлагерей, который выпекался только для русских военнопленных, был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в германском рейхе 21 декабря 1941 г. Вот его рецепт: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%. Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба». Чтобы как-то облегчить участь узников, горожане бросали через забор кусочки хлеба. Делать это нужно было очень осторожно: и перебрасывающих, и ловивших хлеб немецкие часовые расстреливали. Единственной пищей заключенных была баланда из жмыхов.
Я узнал, что для выпечки хлеба использовали (см. таблицу).
Ингредиенты, используемые в выпечке «военного» хлеба
Съедобные продукты питания | Несъедобные части растений | Несъедобные добавки |
мука картофель свекла просо морковь брюква |
лебеда вика (мелкий дикий горошек; корм для скота) листья дуба желуди лузга проса крапива хвощ полевой ботва свеклы |
труха пней обойный клей бумага картофельные очистки свекольные очистки жмых отруби (остатки от оболочки зерна после размола) шрот древесные опилки |
Для выпечки хлеба обычно использовались производственные мощности хлебозаводов и пекарен, которым централизованно выделялись мука и соль. Заказы воинских частей выполнялись в первоочередном порядке.
По найденным примерным рецептам я с мамой попытался испечь хлеб.
- Хлеб «Тыловой».
Состав: картофель – 2-3шт., мука – 0,5 ст., вода – 100гр., отруби.
- Свекольный хлеб.
Состав: свекла – 2шт., мука – 100гр., вода – 100гр.
Испеченный мною хлеб получился невзрачный на вид, невкусный, пресный, ведь соли тоже не хватало. Хлеб, испечённый по выбранным мной рецептам, ещё можно назвать съедобным. Ведь в тяжелые годы добавляли и несъедобные добавки (см. таблицу). Пусть никому и никогда больше не придётся есть такой хлеб!
Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля. История борьбы и сопротивления ленинградцев – образец стойкости человеческого духа. Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить её и только тогда ремонтировать. Но главный механик Н. А. Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время ремонта хлеб. И он, облившись водой, полез в раскалённую печь и устранил неисправность. В печи, уже сделав работу, Николай Антонович потерял сознание. Товарищи вытащили его, и он остался жив. Ленинградцы получили хлеб, а Николай Антонович Лобода за свой подвиг был награждён боевым орденом.
Во время войны в деревнях остались лишь старики, женщины, дети. Стране, фронту нужен был хлеб. И люди самоотверженно трудились, выращивая его. Жители села Ивановка Липецкой области готовились к весеннему севу. Государство выделило им семенное зерно. Оно находилось на станции, до которой от села 20 километров. Везти зерно было не на чём. Утром около пристанционного склада собралось более ста женщин с мешками. Кладовщик отвешивал каждой из них по 20 кг зерна, и потянулась по размытой распутицей дороге, по непролазной грязи цепочка женщин в ватниках. Давили им на плечи мешки с зерном, гнула их тяжесть. На станции в это время остановился на несколько минут военный эшелон. Командир, увидев женщин, низко поклонился им. Это один из эпизодов всенародного подвига. Героический труд женщин, стариков, подростков на полях страны невозможно ни описать, ни оценить сполна.
Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля. История борьбы и сопротивления ленинградцев – образец стойкости человеческого духа. Однажды стала выходить из строя одна из немногих печей, выпекавших хлеб. Чтобы устранить неисправность, нужно было остановить печь, охладить её и только тогда ремонтировать. Но главный механик Н. А. Лобода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время ремонта хлеб. И он, облившись водой, полез в раскалённую печь и устранил неисправность. В печи, уже сделав работу, Николай Антонович потерял сознание. Товарищи вытащили его, и он остался жив. Ленинградцы получили хлеб, а Николай Антонович Лобода за свой подвиг был награждён боевым орденом.
Около 650 тысяч ленинградцев умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят, молча, и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если бы я могла дать его тогда…». Многим известна печальная история 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Ленинграда хранится её дневник. В нём есть короткие трагические записи: «…Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Умирающую девочку удалось вывезти с детским домом в посёлок Шатки Горьковской области, но истощённая от голода девочка умерла.
В Ленинграде – это было в 1950-е годы – на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось всё движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, прижав к груди, пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто-то, слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.
«При сытости помни голод» – это завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать.
Никто не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали.
А в наше время бережем и ценим ли мы хлеб? Я узнал, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день не доест и выбросит 50 грамм хлеба, это составит 200 килограмм, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными! А что же происходит в столовой моей школы? На столе остаются недоеденные и разбросанные куски хлеба, которые собирают в мешки работники столовой. Часто, одновременно с пищевыми отходами, в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба.
«Хлеб – драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери».
Поэтому, я провел опрос среди своих одноклассников и выяснил, что им трудно представить, чем питались во время войны. Только 20% ответили правильно, остальные честно признались, что несвежий и недоеденный хлеб просто-напросто выбрасывают в мусорницу.
Я считаю, что нам надо научиться уважать хлеб – главное богатство нашей страны. Нельзя забывать, что в хлеб вложен труд миллионов людей, в нём отражается великая и трагическая история человечества. Чем мы больше будем знать о хлебе, тем дороже он будет для нас.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде, –
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!
В. Дюков
Каждый год весной, в мае, всегда вспоминают о прошедшей войне и Великой Победе! Говорят о силе духа нашего народа. И в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге) вспоминают о кусочке хлеба весом в 125 грамм.
В ходе исследования я узнал несколько страшных рецептов приготовления хлеба военного времени, страшных потому, что совершенно непонятно, как можно было жить, питаясь таким хлебом, и победить!
Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет, как все минувшее, чему мы не были ни свидетелями, ни участниками. Но в наших силах изменить отношение к хлебу, взглянуть на него с другой стороны и по-настоящему научиться беречь хлеб. Мы все должны помнить и заботиться о людях, переживших войну.
Все люди нашей страны не должны, не имеют права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время. Так мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.
Список источников
- Кармазин А.В. Наш хлеб. М.: Правда, 1986
- Козлов М.М. Великая Отечественная война 1941-1945/ Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 400
- Левицкий З.В. История Отечества для детей. М.,1996.
- Сайт: Российская история в зеркале изобразительного искусства http://history.sgu.ru/?wid=1612
- Сайт: СССР – навсегда! http://www.ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html
- Архивы России /Фонды Российского государственного военно-исторического архива http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=56&sid=370727
- Кулинарные рецепты http://www.ekulinar.ru/topic31084.html
- Ленинград Победа http://leningradpobeda.ru
Авторы: Кошелев А. – учащийся, Стародубов С.В. – учитель (МБОУ СОШ с. Наровчат, Пензенской области)