минишкола

ШКОЛА В ГОДЫ ВОЙНЫ

Опубликовано Опубликовано в рубрике Новости, Память моей семьи

«Советский учитель выиграл Сталинградскую битву» – так называлась статья в одной из военных газет. В ней авторы-генералы с большой любовью рассказывали о своих наставниках, которые воспитали надежных защитников Родины. Да, советскому учителю не пришлось краснеть за своих питомцев –

поколение победителей. Педагогические коллективы держали свой фронт у школьной доски.

В преддверии великого праздника Победы нам захотелось узнать, как складывалась жизнь нашей школы в годы Великой Отечественной войны, и пополнить фонды школьного музея новыми материалами.

В Государственном архиве Пензенской области в фонде 12-й школы г.Пензы периода 1941-1945 гг. мы нашли лишь тоненькое дело, хранящее три документа. Пришлось по крупицам восстанавливать имена и события школьной жизни времен Великой Отечественной войны.

1В 1939 году в центре улицы Городок в Конной слободе выросло двухэтажное здание школы. [4] На фоне построек, существовавших в то время, оно выглядело величественным. Называлась новостройка «Неполная средняя школа № 12». В те годы она давала семилетнее образование. Первым директором был Елисеев Дмитрий Васильевич, завучем – Европейцев Александр Михайлович. [1] В 1941 году планировалась реорганизация из неполной в среднюю школу. [6] Но этим планам не суждено было сбыться.

Гитлеровские войска напали на Советский Союз. Многие учителя ушли на фронт, в том числе и директор школы. Новым директором назначен 57-летний Александр Панфильевич Тюряев. В связи с прибытием в город эвакуированных часть школьного здания была отдана под общежитие Часового завода, а школа занимала только второй этаж. [4]

Первую военную зиму запомнили все. От мороза вымерзли все деревья на пришкольном участке, они были срублены на дрова, которые быстро сожгли. Топить здание стало нечем. Да и система центрального отопления требовала ремонта. В помещении сидели в верхней одежде, чернила замерзали, не проводились лабораторные работы. Дрова, поступавшие по сплаву, получали нормировано со склада «Суходол». На выгрузку дров из воды отправляли учителей и учащихся 7-х классов. [1]

Электрического света не было, лишь керосиновые лампы. Радио или какие-то другие технические средства информации в школах также отсутствовали.

Военные годы были голодными не только для осажденных городов. По воспоминаниям ученицы военных лет Тамары Легеченко, от голода ученики и учителя едва досиживали до конца уроков. В 1944 году стал работать школьный буфет, но денег на покупку еды у большинства не было. Лишь продав что-то с огорода, родители давали детям деньги. Чтобы поддержать учащихся, из буфета школы выдавали ежедневно по 50 г хлеба (2 буханки на класс) и 10 г сахара. Иногда дети отдавали хлеб учителям, так как они падали на уроках в обморок. Голодные годы диктовали свои условия, и весной вся территория вокруг здания превращалась в огород. [5]

2Начавшаяся война коснулась всех от мала до велика. Отцы и старшие братья ушли на фронт, матерей призвали для работы на оборонных предприятиях, старшие сестры работали в эвакогоспиталях. Дети остались дома одни. Начался отсев учащихся из школ. Уходили в школы ФЗО, ремесленные училища, уезжали с семьей в деревню, сидели дома с младшими или просто не имели обуви и одежды. Для 12-й школы это было большой проблемой на протяжении всего военного времени. В тяжелом 1942 году классные руководители ходили по домам, беседовали с родителями, сообщали о нерадивых родителях на работу. [2] Война вырвала детей из школы, нагружая их недетскими проблемами, а учителя упорно возвращали их на путь знаний. Многие ученики школы № 12 военной поры впоследствии стали учителями, врачами, военными.

С 1943/44 учебного года в школах введено раздельное обучение мальчиков и девочек. 12-я школа стала мужской, а девочек перевели в 17-ю среднюю школу. В октябре 1943 года Пензенским горисполкомом принято решение о выводе жильцов из школы, а освобожденную площадь использовать под учебные цели. [3]

Война сбила работу школы с обычного ритма, военизировала процесс обучения. В 1942 году в НСШ № 12 не было постоянного твердого расписания. В преподавании акцент делается на формирование патриотизма. По истории в 7-10 классах увеличивалось количество часов на изучение военного прошлого русского народа (походы Суворова, Отечественная война 1812 года, гражданская война 1918-1920 гг.)  [8] Учителя регулярно проводили политинформации о положении на фронте. [2] Отводилось больше часов на военно-физическую подготовку: строевую, лыжную, огневую; учащиеся изучали военно-прикладные предметы – противовоздушную и химическую  защиту, технику рукопашного боя, санитарное дело. [8] С 1941 года было введено обучение основам сельского хозяйства в 7-10 классах (2 часа в неделю). В конце учебного года учащиеся должны были пройти производственную практику. Курс вели учителя биологии и химии. Введение данных курсов диктовалось условиями военного времени. [7]

Начавшаяся война превратила страну в военный лагерь. Каждое распоряжение имело силу приказа. Следовало соблюдать строжайшую дисциплину и бдительность. Так, в июле 1941 года выговоры были объявлены зам. зав. гороно за оставление списка служащих за 1940 г. под стеклом на столе, инспектору – за оставление ключа в замочной скважине письменного стола, статистику – за незапертый шкаф в коридоре. Школу нельзя было оставлять без охраны сторожа. [1]

Несмотря на то, что Пенза находилась в тылу, здание каждой школы следовало подготовить к противовоздушной и химической обороне: очистить от хлама и горючих материалов, закрыть чердачные слуховые окна, установить светомаскировку (за этим строго следили участковые милиционеры), а также обучить учителей и учащихся мероприятиям  ПВХО. В школах следовало провести работы по светомаскировке. Причем, проводились проверки и наказывали тех, кто хитрил и отменял школьные занятия во вторую смену. [1] За невыполнение приказа о подготовке зданий к ПВО и ПХО директоров снимали с работы. [1]

3В военные годы школа пережила немало трудностей. Не хватало карандашей, ручек, перьев, учебников. Это, конечно, отрицательно отражалось на учебных занятиях. А вот обеспеченностью тетрадями 12-я школа выгодно отличилась: каждый учащийся с начала года получил в среднем по 15 тетрадей. Чтобы решить проблему с учебниками, назначался план скупки. Подержанные учебники собирали для реставрации.

Несмотря на тяжелые условия вся работа школы была направлена на помощь фронту. Рыли траншеи, чистили железнодорожные пути, собирали металлолом, теплые вещи, лекарственные травы, посылки в Красную армию, денежные средства на постройку танковой колонны имени Пензенского комсомола. Больше, чем другие школы Заводского района, 12-я НСШ собрала денег на постройку эскадрильи. Собирали книги и тетради для Орловской области, посуду и другие вещи для Тульской области. Шефствовали над 8-й палатой одного из госпиталей Заводского района: помогали продуктами, посудой, книгами. Осенью вместо уроков ходили собирать морковь и картошку в совхоз, а зимой перебирали картофель, хранившийся в подвале школы. Фронту нужны были постельные принадлежности, теплое белье, для этого открыли школьную швейную мастерскую. [2]

Развернулось тимуровское движение. Учащиеся помогали семьям красноармейцев, сидели с маленькими детьми, мыли полы, кололи дрова, читали книги раненым, писали письма, следили за светомаскировкой. Школьная пионерская организация к концу 1942 года насчитывала 120 пионеров.

Документы доказывают, что дети жили не детской жизнью с пионерскими походами и кострами, а выполняли ту же изнурительную работу, что и взрослые, добывая пропитание, помогая фронту.

4Война привела к сокращению численности педагогических кадров, к изменению в их составе. Нехватка учителей приводила к тому, что отдельные предметы в школе не преподавались, например, физкультура, военное дело. Возросла доля женщин в составе педагогического персонала. Те, кто остался работать в холодной, переполненной школе, несли на своих плечах все тяготы педагогического труда, осложненного военным временем.

В трудные военные годы тяжёлым было положение не только учеников, но и учителей, о чём красноречиво говорит приводимый ниже документ: «Заведующему ГОРОНО// Тов. Таратынову// от учительницы 12-й НСШ// Паниной Раисы Дмитриевны// Заявление//Товарищ Таратынов, прошу Вас разобрать моё заявление о том, что в виду отдалённости от 12-й школы и предстоящих разногласий из-за отсутствия обуви я даже не могу посещать занятия в школе, потому прошу помочь мне дать на обувь». [3]

На всех документах такого рода одна резолюция: «Заведующему Горторгом// тов. Кузнецову// Гороно просит Вас выделить ордер на обувь». [3]

Но, как и в мирное время, учителя оттачивали педагогическое мастерство, давали открытые уроки (в 3«б» классе – завуч Лебедев М.А. по истории, в 3«в» классе – учительница Соловьева Е.А. по русскому языку), завуч посещал уроки (68 уроков за III четверть). [2] Всю войну проработали Немчурова А.С., Буслаев А.П., Сурова Е.Г.[4]

Лучшими учителями названы учительница математики и физики в 6-7 классах А.И. Ширшикова и учительница 1 «а» класса – Черноусова М. Д.

«Учительница Ширшикова тщательно готовится к урокам, умеет держать должную дисциплину, владеет методом наглядного преподавания, к которому она прибегает при всякой возможности, умело организует самостоятельную работу учащихся.

Учительница первого класса Черноусова М. Д., несмотря на отсутствие букварей и книг для чтения, выучила детей читать и писать, сумела привлечь к себе детей, заинтересовать, поддержать отличную дисциплину, не прибегая к каким-то особым мерам». [2]

Правительство приняло ряд мер, направленных на ликвидацию трудностей с педагогическими кадрами. В 1943 году повысили заработную плату учителям и другим школьным работникам. Местные органы заботились об улучшении снабжения учителей продуктами питания, товарами и топливом, о возвращении в школу учителей, работавших не по специальности. С 1944 года решением ГКО учителей досрочно демобилизовывали из тыловых частей армии. Директором школы № 12 первых послевоенных лет стал 29-летний фронтовик старший сержант Иван Трофимович Филиппов. [6]

Оценивая приказы и распоряжения военного времени, с точки зрения современника, отчетливо видя низкую грамотность обитателей Конной слободы, убогость материальной базы школы, приходишь к выводу, что личность учителя – тот стержень, который не поддаётся количественным измерениям. Подобно солдатам на фронте, они отдавали все силы борьбе за счастье и будущее Родины во имя  Победы.

Список источников

  1. ГАПО, ф.р-429, оп.1, д.147
  2. ГАПО, ф.р-429, оп.2, д. 312, д.330
  3. ГАПО, ф.р-429, оп.2, д.377
  4. Материалы школьного музея
  5. Воспоминания Тамары Николаевны Легеченко, записанные внучатой племянницей Зацепиной Натальей 12 декабря 2004 года
  6. Дмитриева В.И. Школы города Пензы в годы войны.- Пенза. 2002
  7. Очерки истории народного образования Пензенского края/Под ред. В.И.Никулина. – Пенза, 1997
  8. Просвещение. 2001. № 4

Авторы: Никитина П. –  учащаяся, Тугаева В.И.учитель

(МБОУ СОШ № 12 города Пензы имени В.В.Тарасова)

 

Примечание редактора: В фильме «Находки семейных архивов» фрагмент данной работы был озвучен как эпизод «В тылу как в тылу».